Тесты на госслужбу

Тест Роршаха онлайн

 

Тест Роршаха - это проективный психологический тест, разработанный швейцарским психиатром Германом Роршахом в 1921 году. Он предназначен для изучения личности и психического состояния человека путем анализа его реакций на различные абстрактные и неопределенные изображения, называемые "пятнами". Пятна представляют собой черно-белые или цветные геометрические фигуры, которые испытуемый должен интерпретировать и связать с различными аспектами своей личности.
 
Тест Роршаха используется в клинической психологии для диагностики психических расстройств, таких как шизофрения, биполярное расстройство, депрессия, тревожные расстройства и др. Он также может быть использован для исследования личности, определения уровня интеллекта и творческих способностей, а также для оценки эффективности психотерапии.

Для проективного теста Роршаха нужно десять картинок (карточек) с чернильными пятнами: пятью — черными, двумя — красными и черными и тремя — разноцветными. Исследователь показывает карточки с пятнами в определенном порядке, а потом спрашивает тестируемого, что это может быть. Когда участник эксперимента увидит все чернильные пятна и поделился соответствующими соображениями, исследователь снова показывает карточки одна за другой.

 

 

Тестируемый должен назвать все, что видит, уточнить, где он/она это видит и почему чернильное пятно вызывает у него тот или иной образ. Карточку можно крутить, наклонять, переворачивать вверх ногами — то есть рассматривать, как заблагорассудится. Записываются все слова и действия пациента, а также отмечается продолжительность ответов.

Отсутствие реакции или неспособность описать изображенное на карточке может означать наличие психологической блокировки в сфере, представленном такой карточкой, или временное нежелание принимать такую сферу.

Каждый ответ теста Роршаха расшифровывается и классифицируется с помощью специально разработанной системы символов по 5 категориям:

  1. Локализация (выбор для ответа всего изображения или его отдельных деталей);
  2. Детерминанты (что именно используется для формирования ответа: форма изображения, его цвет, форма и цвет одновременно и т. д.);
  3. Уровень формы (насколько адекватно форма изображения отражена в ответе, при этом в качестве критерия используются интерпретации, получаемые наиболее часто);
  4. Содержание (чего или кого именно касается ответ: людей, животных, растений, неодушевленных предметов, абстрактных фигур и т. д.);
  5. Оригинальность — популярность (оригинальными считаются очень редкие ответы, а популярными те, которые встречаются не менее чем у 30% обследуемых).

Эти категории имеют детально разработанные классификации и интерпретации. Обычно изучаются «суммарные оценки», т.е. суммы однотипных оценок, отношения между ними. Совокупность всех полученных отношений позволяет создать единую и уникальную структуру взаимосвязанных особенностей личности.

Затем ответы анализируются и подсчитываются. На основе ряда математических вычислений подводят итоги теста и интерпретируют конечный результат, исходя из полученных эмпирических данных.

Карточка 1. «Летучая мышь, бабочка, моль»

 

На первой картинке теста Роршаха только черные чернила. Карточка, с которой начинается эксперимент, подскажет, как пациент воспринимает новые и стрессовое задачи. Участники обычно видят в изображении летучую мышь, моль, бабочку или морду какого-то животного, подобного слону или кролику. Реакция на эту карточку дает общую характеристику человека.

  • Для кого-то летучая мышь означает что-то нечистое или демоническое, для кого-то — путь сквозь тьму и перерождение.
  • Бабочки символизируют переходный период, трансформацию, а также способность расти, изменяться и преодолевать препятствия.
  • Моль символизирует чувство недооцененности, недовольство собственной внешностью, а также слабость и раздражение.
  • Морда животного, в частности слона, символизирует умение реагировать на проблемы, страх и нежелание заглянуть внутрь себя. Такое восприятие картинки может также символизировать наличие серьезной проблемы, которая игнорируется, и служить замечанием по вопросу, которого человек старается избегать.

Карточка 2. «Два человека»

 

На этой карточке из теста Роршаха изображена картинка красными и черными чернилами. Рисунок обычно воспринимается как сексуальный. Красные элементы пациенты часто называют кровью. Реакция на эту картинку свидетельствует о способах контроля чувств, физической боли или гнева. Люди часто видят на картинке молящегося человека; либо две фигуры; человека, который смотрит на себя в зеркало, или четырехлапое животное, подобное собаке или слону.

  • Две фигуры символизируют созависимость, одержимость сексом, неоднозначные чувства в отношении секса или зацикленность на отношениях.
  • Человек, который смотрит на себя в зеркало, символизирует эгоцентризм или самолюбование. Это может быть и отрицательная, и положительная черта, в зависимости от чувств человека.
  • Собака символизирует преданного и верного друга. Если пациент увидел что-то негативное, это может свидетельствовать о необходимости осознать собственные страхи и чувства.
  • Слон может символизировать глубокомыслие, память и ум, но также — отрицательное физическое самовосприятие.
  • Медведь может символизировать агрессию, конкуренцию, независимость, восстановление, а также — чувство уязвимости, незащищенность или открытость и честность (игра слов по-английски: bear — медведь, bare — обнажать, обнаруживать, разоблачать).
  • Эта карта имеет сексуальное значение, поэтому, если кто-то видит человека, который молится, это может символизировать отношение к сексу в контексте определенных религиозных верований. Кровь может означать, что человек ассоциирует физическую боль с религией, а также обращается к молитве, переживая непростые эмоции (например, гнев), или ассоциирует гнев с религией.

Карточка 3. «Два человека»

картинки - психологический тест Роршаха

Третий рисунок теста Роршаха — картинка красными и черными чернилами. Реакция на нее свидетельствует об отношении пациента к другим людям в процессе социального взаимодействия.

Распространенные варианты восприятия изображения: две фигуры; человек, смотрящий в зеркало, бабочка или моль.

  • Если человек видит общую трапезу двух человек, это свидетельствует об активной общественной жизни. Человек, который видит двух человек, моющих руки, может чувствовать себя незащищенным или нечистым, а также страдать паранойей. Человек, который видит двух человек, играющих в определенную игру, подвержен конкуренции в социальном взаимодействии.
  • Человек, который смотрит в зеркало, символизирует эгоцентризм, пренебрежение другими или несостоятельность воспринимать людей такими, какие они есть.

Карточка 4. «Шкура животного, кожа, ковер»

карточки - проективный тест Роршаха

Четвертая карточка называется «отцовской». На ней — затушеванное изображение черными чернилами. Тестируемые нередко видят большую, порой жуткую фигуру — чаще мужскую, чем женскую. Восприятие этих чернильных пятен отражает воспитание человека и его отношение к авторитету. Люди вспоминают крупное животное или монстра, шкуру животного.

  • Большое животное или монстр может символизировать чувства неполноценности, сильный страх перед авторитетами или представителями власти, в частности перед отцом.
  • Шкура животного может символизировать существенный дискомфорт, связанный с темой отца. С другой стороны, она может свидетельствовать, что человек не имеет проблем с авторитетностью и неполноценностью.

Карточка 5. «Летучая мышь, бабочка, моль»

тест чернильных пятен Роршаха

На этой картинке теста Ророшаха — пятна от черных чернил. Реакция на эту карточку, так же как на первую, отражает нашу сущность. Обычно изображение не воспринимается как угрожающее. После сложных изображений на предыдущих картах эта воспринимается человеком проще, поэтому ответы бывают более развернуты. Если комментарии пациента не совпадают с комментариями относительно первой карточки, это может свидетельствовать о влиянии карточек 2-4 на восприятие. Распространенные варианты восприятия изображения: летучая мышь, бабочка или моль.

Карточка 6. «Шкура животного, кожа, ковер»

психологический тест Роршаха

На этой карте — пятна от черных чернил, которые отличаются от других карт текстурой. Реакция на это изображение касается сферы близости между людьми, поэтому эту картинку теста Ророшаха еще называют «секс-картой». Распространенные варианты восприятия изображения: шкура животного, может свидетельствовать о страхе перед близкими отношениями, порождает у человека ощущение пустоты и изоляции.

Карточка 7. «Человеческие головы или лица»

чернильные пятна Роршаха

На этой карточке — пятна черных чернил, которые обычно связывают с женственностью. Поэтому основные варианты восприятия изображения — женщины и дети, а карточку называют «материнской». Если человеку сложно описать увиденное, в ее жизни могут быть проблемы с женскими фигурами. Тестируемые видят на карте головы или лица женщин и детей, а еще поцелуй.

  • Головы женщин символизируют чувства человека, связанные с образом матери. Эти чувства влияют на отношение к лицам женского пола в целом.
  • Головы детей символизируют чувства, связанные с детством и необходимостью заботиться о внутреннем ребенке. Такое восприятие может также свидетельствовать о необходимости анализа и корректировки отношений человека с матерью.
  • Поцелуй символизирует стремление человека к любви и воссоединения с материнским образом. Это может свидетельствовать, что человек когда-то имел близкие отношения с матерью и теперь ищет этой близости в других отношениях — романтических или социальных.

Карточка 8. «Животные, не кошка и не собака»

карточки - психологический тест Роршаха

Это очень яркая карта, на которой использованы серые, розовые, оранжевые и синие чернила. Это не только первая разноцветная, но и исключительно сложная картинка теста Ророшаха. Если эта карта или кардинальное изменение изображения смущает человека, это может свидетельствовать о трудностях с реагированием на сложные ситуации или эмоциональные раздражители.

Распространенные комментарии по этой карточке — четырехлапое животное, бабочка или моль.

Карточка 9. «Человек»

пятна Роршаха - тест

На этой карте использованы зеленые, розовые и оранжевые чернила. Пятна на ней — нечеткие, и распознать изображение непросто. Большинство людей не могут разобраться в увиденном. Именно поэтому эта карта определяет умение человека справляться с недостатком структуры и уверенности. Распространенные ответы: какой-то человек или неопределенная жуткая фигура.

  • Когда речь идет о человеке, отношение пациента к этому лицу свидетельствует о его умении справляться с бессистемностью времени и информации.
  • Образ зла может свидетельствовать, что для внутреннего комфорта человеку нужна структурированность в жизни и он не терпит неопределенности.

Карточка 10. «Краб, омар, паук»

тест чернильных пятен

Последняя карта теста Роршаха — самая яркая. В изображении использованы оранжевые, желтые, розовые, зеленые, серые и синие чернила. По структуре картинка подобная изображению на Карте 8, а вот по сложности — Карточке 9. Большинству тестируемых картинка кажется приятной, но люди, которым не понравилась сложная Карточка 9, могут почувствовать то же самое и по этой карте.

Такая реакция может свидетельствовать о наличии проблем с подобными, синхронными или совместимыми раздражителями. Распространенные варианты восприятия: краб, омар (лобстер), паук, морда кролика, змея или гусеница.

  • Краб может символизировать склонность к зацикливанию на определенных вещах или людях или свидетельствовать о назойливости человека.
  • Лобстер может символизировать силу, настойчивость и умение справляться с незначительными проблемами. Лобстер может также свидетельствовать, что человек боится нанести себе вред или быть раненным другими.
  • Паук может символизировать страх, ощущение запутанности или свидетельствовать, что человек оказался в неудобном положении из-за собственной лжи. Паук также символизирует властную мать и женскую силу.
  • Морда кролика может символизировать плодородие и позитивное мышление.
  • Змеи могут символизировать опасность. Человек, который видит змей, может чувствовать, что его обманывают или предают, а еще бояться неизвестного. Кроме того, змеи рассматриваются как фаллический символ и касаются неприемлемого или запрещенного секса.
  • Если человек видит гусениц на последней карте в тесте, это свидетельствует о перспективах развития и осознания того, что личность постоянно меняется и эволюционирует. По материалам https://psyfactor.org

Тест - шкала Занга для самооценки депрессии с ответами

Тест - шкала Занга для самооценки депрессии с ответами

 

Шкала Занга для самооценки депрессии  — тест для самооценки депрессии был разработан в Университете Дюка психиатром доктором Уильямом Цунгом. Тест позволяет оценить уровень депрессии пациентов и определить степень депрессивного расстройства. При помощи «Шкалы Цунга» испытуемый или врач могут произвести самостоятельное обследование или скрининг депрессии. Тест «Шкала Цунга» обладает высокой чувствительностью и специфичностью и позволяет избежать дополнительных экономических и временных затрат, связанных с медицинским обследованием этических проблем.

В тестировании учитывается 20 факторов, которые определяют четыре уровня депрессии. В тесте присутствуют десять позитивно сформулированных и десять негативно сформулированных вопросов. Каждый вопрос оценивается по шкале от 1 до 4 (на основе этих ответов: «никогда», «иногда», «часто», «постоянно»). Результаты делятся на четыре диапазона:

  • 25-49 Нормальное состояние
  • 50-59 Легкая депрессия
  • 60-69 Умеренная депрессия
  • 70 и выше Тяжелая депрессия

В нашей стране тест адаптирован в отделении наркологии НИИ им. Бехтерева Т.И. Балашовой.

Процедура проведения

Полная процедура тестирования с обработкой занимает 20-30 минут.

Испытуемый отмечает ответы на бланке.

Инструкция

Прочитайте внимательно каждое из приведенных ниже предложений и зачеркните соответствующую цифру справа в зависимости от того, как Вы себя чувствуете в последнее время. Над вопросами долго не задумывайтесь, поскольку правильных или неправильных ответов нет.

  • А (1) – никогда или изредка
  • В (2) – иногда
  • С (3) – часто
  • D (4) – почти всегда или постоянно

Обработка результатов

Уровень депрессии (УД) рассчитывается по формуле:

УД=∑пр + ∑обр.

где ∑пр – сумма зачеркнутых цифр к "прямым" высказываниям № 1,3,4,7,8,9,10,13,15,19;

обр. – сумма цифр, "обратных" зачеркнутым, к высказываниям № 2, 5, 6, 11, 12,14,16,17, 18,20.

Например:

  • у высказывания №2 зачеркнута цифра 1, мы ставим в сумму 4 балла;
  • у высказывания №5 зачеркнут ответ 2 – ставим в сумму 3 балла;
  • у высказывания №6 зачеркнут ответ 3 – ставим в сумму 2 балла;
  • у высказывания №11 зачеркнут ответ 4 – ставим в сумму 1 балл и т.д

Интерпретация результатов

В результате получаем УД, который колеблется от 20 до 80 баллов.

  • Если УД не более 50 баллов, то диагностируется состояние без депрессии.
  • Если УД более 50 и менее 59 баллов, то делается вывод о легкой депрессии ситуативного или невротического генеза.
  • Показатель УД от 60 до 69 баллов – субдепрессивное состояние или маскированная депрессия.
  • Истинное депрессивное состояние диагностируется при УД более 70 баллов.

Бланк для ответов

Фамилия_____________ Дата___________

Инструкция: "Прочитайте внимательно каждое из приведенных ниже предложений и зачеркните соответствующую цифру справа в зависимости от того, как Вы себя чувствуете в последнее время. Над вопросами долго не задумывайтесь, поскольку правильных или неправильных ответов нет".

  • А – никогда или изредка
  • В – иногда
  • С – часто
  • D – почти всегда или постоянно

Утверждения

А

В

С

D

1. Я чувствую подавленность

1

2

3

4

2. Утром я чувствую себя лучше всего

1

2

3

4

3. У меня бывают периоды плача или близости к слезам

1

2

3

4

4. У меня плохой ночной сон

1

2

3

4

5. Аппетит у меня не хуже обычного

1

2

3

4

6. Мне приятно смотреть на привлекательных женщин, разговаривать с ними, находиться рядом

1

2

3

4

7. Я замечаю, что теряю вес

1

2

3

4

8. Меня беспокоят запоры

1

2

3

4

9. Сердце бьется быстрее, чем обычно

1

2

3

4

10. Я устаю без всяких причин

1

2

3

4

11. Я мыслю так же ясно, как всегда

1

2

3

4

12. Мне легко делать то, что я умею

1

2

3

4

13. Чувствую беспокойство и не могу усидеть на месте

1

2

3

4

14. У меня есть надежды на будущее

1

2

3

4

15. Я более раздражителен, чем обычно

1

2

3

4

16. Мне легко принимать решения

1

2

3

4

17. Я чувствую, что полезен и необходим

1

2

3

4

18. Я живу достаточно полной жизнью

1

2

3

4

19. Я чувствую, что другим людям станет лучше, если я умру

1

2

3

4

20. Меня до сих пор радует то, что радовало всегда

1

2

3

4

 

Тест Бека. Шкала депрессии Бека (тест-опросник) с ответами

Тест Бека. Шкала депрессии Бека (тест-опросник) с ответами

Методика Шкала депрессии Бека используется для диагностики уровня депрессии. Тест-опросник депрессии (Beck Depression Inventory) был предложен Аароном Т. Беком в 1961 году на основе клинических наблюдений, позволивших выявить перечень симптомов депрессии.

После сравнения этого списка с клиническими описаниями депрессии, был создан тест-опросник депрессии, включающий в себя 21 вопрос-утверждение наиболее часто встречаемых симптомов и жалоб.

Каждый пункт опросника состоит из 4-5 утверждений, соответствующих специфическим проявлениям/симптомам депрессии. Эти утверждения ранжированы по мере увеличения удельного веса симптома в общей степени тяжести депрессии.

Тест-опросник (Шкала) депрессии Бека: Далее приведена созданная Аароном Беком Когнитивная терапия, в которой он описывает причины, симптомы депрессии и возможные способы избавления от нее.

Инструкция к тесту

В этом опроснике содержатся группы утверждений. Внимательно прочитайте каждую группу утверждений. Затем определите в каждой группе одно утверждение, которое лучше всего соответствует тому, как Вы себя чувствовали НА ЭТОЙ НЕДЕЛЕ И СЕГОДНЯ. Поставьте галочку около выбранного утверждения. Если несколько утверждений из одной группы кажутся Вам одинаково хорошо подходящими, то поставьте галочки около каждого из них. Прежде, чем сделать свой выбор, убедитесь, что Вы прочли Все утверждения в каждой группе.

1

0 Я не чувствую себя расстроенным, печальным.

1 Я расстроен.

2 Я все время расстроен и не могу от этого отключиться.

3 Я настолько расстроен и несчастлив, что не могу это выдержать.


2

0 Я не тревожусь о своем будущем.

1 Я чувствую, что озадачен будущим.

2 Я чувствую, что меня ничего не ждет в будущем.

3 Мое будущее безнадежно, и ничто не может измениться к лучшему.

3

0 Я не чувствую себя неудачником.

1 Я чувствую, что терпел больше неудач, чем другие люди.

2 Когда я оглядываюсь на свою жизнь, я вижу в ней много неудач.

 3 Я чувствую, что как личность я - полный неудачник.

4

0 Я получаю столько же удовлетворения от жизни, как раньше.

1 Я не получаю столько же удовлетворения от жизни, как раньше.

2 Я больше не получаю удовлетворения ни от чего.

3 Я полностью не удовлетворен жизнью и мне все надоело.
 

5

 0 Я не чувствую себя в чем-нибудь виноватым.

1 Достаточно часто я чувствую себя виноватым.

2 Большую часть времени я чувствую себя виноватым.

 3 Я постоянно испытываю чувство вины.

6

0 Я не чувствую, что могу быть наказанным за что-либо.

1 Я чувствую, что могу быть наказан.

2 Я ожидаю, что могу быть наказан.

3 Я чувствую себя уже наказанным.

7

0 Я не разочаровался в себе.

1 Я разочаровался в себе.

2 Я себе противен.

3 Я себя ненавижу.

8

0 Я знаю, что я не хуже других.

1 Я критикую себя за ошибки и слабости.

2 Я все время обвиняю себя за свои поступки.

3 Я виню себя во всем плохом, что происходит.
 

9

0 Я никогда не думал покончить с собой.

1 Ко мне приходят мысли покончить с собой, но я не буду их осуществлять.

2 Я хотел бы покончить с собой.

3 Я бы убил себя, если бы представился случай. 

10

0 Я плачу не больше, чем обычно.

1 Сейчас я плачу чаще, чем раньше.

 2 Теперь я все время плачу.

3 Раньше я мог плакать, а сейчас не могу, даже если мне хочется.

11

0 Сейчас я раздражителен не более, чем обычно.

 1 Я более легко раздражаюсь, чем раньше.

2 Теперь я постоянно чувствую, что раздражен.

3 Я стал равнодушен к вещам, которые меня раньше раздражали.


12

0 Я не утратил интереса к другим людям.

1 Я меньше интересуюсь другими людьми, чем раньше.

2 Я почти потерял интерес к другим людям.

3 Я полностью утратил интерес к другим людям.

13

0 Я откладываю принятие решения иногда, как и раньше.

1 Я чаще, чем раньше, откладываю принятие решения.

2 Мне труднее принимать решения, чем раньше.

3 Я больше не могу принимать решения.

14

0 Я не чувствую, что выгляжу хуже, чем обычно.

1 Меня тревожит, что я выгляжу старым и непривлекательным.

2 Я знаю, что в моей внешности произошли существенные изменения, делающие меня непривлекательным.

3 Я знаю, что выгляжу безобразно.

15

0 Я могу работать так же хорошо, как и раньше.

1 Мне необходимо сделать дополнительное усилие, чтобы начать делать что-нибудь.

2 Я с трудом заставляю себя делать что-либо.

3 Я совсем не могу выполнять никакую работу.


16

0 Я сплю так же хорошо, как и раньше.

1 Сейчас я сплю хуже, чем раньше.

2 Я просыпаюсь на 1-2 часа раньше, и мне трудно заснуть опять.

3 Я просыпаюсь на несколько часов раньше обычного и больше не могу заснуть.

17

 0 Я устаю не больше, чем обычно.

1 Теперь я устаю быстрее, чем раньше.

2 Я устаю почти от всего, что я делаю.

3 Я не могу ничего делать из-за усталости.

18

0 Мой аппетит не хуже, чем обычно.

1 Мой аппетит стал хуже, чем раньше.

2 Мой аппетит теперь значительно хуже.

3 У меня вообще нет аппетита.


19

0 В последнее время я не похудел или потеря веса была незначительной.

1 За последнее время я потерял более 2 кг.

2 Я потерял более 5 кг.

3 Я потерял более 7 кr. Я намеренно стараюсь похудеть и ем меньше (отметить крестиком). Да_________ Нет_________

20

0 Я беспокоюсь о своем здоровье не больше, чем обычно.

1 Меня тревожат проблемы моего физического здоровья, такие, как боли, расстройство желудка, запоры и т.д.

2 Я очень обеспокоен своим физическим состоянием, и мне трудно думать о чем-либо другом.

3 Я настолько обеспокоен своим физическим состоянием, что больше ни о чем не могу думать.

21

0 В последнее время я не замечал изменения своего интереса к близости.

1 Меня меньше занимают проблемы близости, чем раньше.

2 Сейчас я значительно меньше интересуюсь межполовыми отношениями, чем раньше.

3 Я полностью утратил либидо интерес.

Обработка результатов теста

Показатель по каждой категории рассчитывается следующим образом: каждый пункт шкалы оценивается от 0 до 3 в соответствии с нарастанием тяжести симптома. Суммарный балл составляет от 0 до 62 и снижается в соответствии с улучшением состояния.

Интерпретация (ключ) теста Бека

Результаты теста интерпретируются следующим образом:

 0-9 — отсутствие депрессивных симптомов

10-15 — легкая депрессия (субдепрессия)

16-19 — умеренная депрессия 20-29 — выраженная депрессия (средней тяжести)

30-63 — тяжёлая депрессия

Автор теста: Аарон Темкин Бек

Тест Айзенка. Личностный опросник EPI (методика Г.Айзенка) с ответами.
Тест Айзенка. Личностный опросник EPI (методика Г.Айзенка) с ответами.

 Sirswindon

Айзенка личностный опросник (Eysenck Personality Inventory, или ЕРI) опубликован в 1963 г. и содержит 57 вопросов, 24 из которых направлены на выявление экстравсрсии-интроверсии, 24 других - на оценку эмоциональной стабильности-нестабильности (нейротизма), остальные 9 составляют контрольную группу вопросов, предназначенную для оценки искренности испытуемого, его отношения к обследованию и достоверности результатов. Г. Айзенк разработал два варианта данной методики (А и В), которые отличаются только текстом опросника. Инструкция, ключ и обработка данных дублируются. Наличие двух форм позволяет психологу проводить повторное исследование.

Теоретические основы

Г. Айзенк, проанализировав материалы обследования 700 солдат-невротиков, пришел к выводу, что всю совокупность описывающих человека черт можно представить посредством 2 главных факторов: экстраверсии (интроверсии) и невротизма.

Первый из этих факторов биополярен и представляет характеристику индивидуально-психологического склада человека, крайние полюса которой соответствуют ориентации личности либо на мир внешних объектов (экстраверсия), либо на субъективный внутренний мир (интроверсия). Принято считать, что экстравертам свойственны общительность, импульсивность, гибкость поведения, большая инициативность (но малая настойчивость) и высокая социальная приспособляемость. Интровертам же, наоборот, присущи необщительность, замкнутость, социальная пассивность (при достаточно большой настойчивости), склонность к самоанализу и затруднения социальной адаптации.

Второй фактор — невротизм — описывает некоторое свойство-состояние, характеризующее человека со стороны эмоциональной устойчивости, тревожности, уровня самоуважения и возможных вегетативных расстройств. Фактор этот также биполярен и образует шкалу, на одном полюсе которой находятся люди, характеризующиеся чрезвычайной устойчивостью, зрелостью и прекрасной адаптированностью, а на другом — чрезвычайно нервозный, неустойчивый и плохо адаптированный тип. Большая часть людей располагаются между этими полюсами, ближе к середине (согласно нормальному распределению).

Пересечение этих 2 биполярных характеристик позволяет получать неожиданный и довольно любопытный результат — достаточно четкое отнесение человека к одному из четырех 4 темперамента.

Инструкция проведения

Вам предлагается ответить на 57 вопросов. Вопросы направлены на выявление вашего обычного способа поведения. Постарайтесь представить типичны ситуации и дайте первый «естественный» ответ, который придет вам в голову. Отвечайте быстро и точно. Помните, что нет «хороших» или «плохих» ответов. Если вы согласны с утверждением, поставьте рядом с его номером знак + (да), если нет — знак — (нет).

Обработка результатов

Ключ

Экстраверсия - интроверсия:

  • «да» (+): 1, 3, 8, 10, 13, 17, 22, 25, 27, 39, 44, 46, 49, 53, 56;

  • «нет» (-): 5, 15, 20, 29, 32, 34, 37, 41, 51.

Нейротизм (эмоциональная стабильность - эмоциональная нестабильность):

  • «да» (+): 2, 4, 7, 9, 11, 14, 16, 19, 21, 23, 26, 28, 31, 33, 35, 38, 40, 43, 45, 47, 50, 52, 55, 57.

«Шкала лжи»:

  • «да» (+): 6, 24, 36;

  • «нет» (-): 12, 18, 30, 42, 48, 54.

Ответы, совпадающие с ключом, оцениваются в 1 балл.

Интерпретация результатов

При анализе результатов следует придерживаться следующих ориентиров.

Экстраверсия:

  • больше 19 - яркий экстраверт,

  • больше 15 - экстраверт

  • 12 - среднее значение,

  • меньше 9 - интроверт,

  • меньше 5 - глубокий интроверт.

Нейротизм:

  • больше 19 - очень высокий уровень нейротизма,

  • больше 14 - высокий уровень нейротизма,

  • 9 - 13 - среднее значение,

  • меньше 7 - низкий уровень нейротизма.

Ложь:

  • больше 4 - неискренность в ответах, свидетельствующая также о некоторой демонстративности поведения и ориентированности испытуемого на социальное одобрение,

  • меньше 4 - норма.

Описание шкал

Экстраверсия — интроверсия

Характеризуя типичного экстраверта, автор отмечает его общительность и обращенность индивида вовне, широкий круг знакомств, необходимость в контактах. Он действует под влиянием момента, ипульсивен, вспыльчив, беззаботен, оптимистичен, добродушен, весел. Предпочитает движение и действие, имеет тенденцию к агрессивности. Чувства и эмоции не имеют строгого контроля, склонен к рискованным поступкам. На него не всегда можно положиться.

Типичный интроверт — это спокойный, застенчивый, интроективный человек, склонный к самоанализу. Сдержан и отдален от всех, кроме близких друзей. Планирует и обдумывает свои действия заранее, не доверяет внезапным побуждениям серьезно относится к принятию решений, любит во всем порядок. Контролирует свои чувства, его нелегко вывести из себя. Обладает пессимистичностью, высоко ценит нравственные нормы.

Нейротизм

Характеризует эмоциональную устойчивость или неустойчивость (эмоциональная стабильность или нестабильность). Нейротизм, по некоторым данным, связан с показателями лабильности нервной системы. Эмоциональная устойчивость — черта, выражающая сохранение организованного поведения, ситуативной целенаправленности в обычных и стрессовых ситуациях. Характеризуется зрелостью, отличной адаптацией, отсутствием большой напряженности, беспокойства, а также склонностью к лидерству, общительности. Нейротизм выражается в чрезвычайной нервности, неустойчивости, плохой адаптации, склонности к быстрой смене настроений (лабильности), чувстве виновности и беспокойства, озабоченности, депрессивных реакциях, рассеянности внимания, неустойчивости в стрессовых ситуациях. Нейротизму соответствует эмоциональность, импульсивность; неровность в контактах с людьми, изменчивость интересов, неуверенность в себе, выраженная чувствительность, впечатлительность, склонность к раздражительности. Нейротическая личность характеризуется неадекватно сильными реакциями по отношению к вызывающим их стимулам. У лиц с высокими показателями по шкале нейротизма в неблагоприятных стрессовых ситуациях может развиться невроз.

Представление результатов по шкалам экстраверсии и нейротизма осуществляется при помощи системы координат. Интерпретация полученных результатов проводится на основе психологических характеристик личности, соответствующих тому или иному квадрату координатной модели с учетом степени выраженности индивидуально-психологических свойств и степени достоверности полученных данных.

Тест Айзенка

Привлекая данные из физиологии высшей нервной деятельности, Айзенк высказывает гипотезу о том, что сильный и слабый типы, по Павлову, очень близки к экстравертированному и интровертированному типам личности. Природа интроверсии и экстраверсии усматривается во врожденных свойствах центральной нервной системы, которые обеспечивают уравновешенность процессов возбуждения и торможения.

Таким образом, используя данные обследования по шкалам экстраверсии, интроверсии и нейротизма, можно вывести показатели темперамента личности по классификации Павлова, который описал четыре классических типа: сангвиник (по основным свойствам центральной нервной системы характеризуется как сильный, уравновешенный, подвижный), холерик (сильный, неуравновешенный, подвижный), флегматик (сильный, уравновешенный, инертный), меланхолик (слабый, неуравновешенный, инертный).

«Чистый» сангвиник быстро приспосабливается к новым условиям, быстро сходится с людьми, общителен. Чувства легко возникают и сменяются, эмоциональные переживания, как правило, неглубоки. Мимика богатая, подвижная, выразительная. Несколько непоседлив, нуждается в новых впечатлениях, недостаточно регулирует свои импульсы, не умеет строго придерживаться выработанного распорядка, жизни, системы в работе. В связи с этим не может успешно выполнять дело, требующее равной затраты сил, длительного и методичного напряжения, усидчивости, устойчивости внимания, терпения. При отсутствии серьезных целей, глубоких мыслей, творческой деятельности вырабатываются поверхностность и непостоянство.

Холерик отличается повышенной возбудимостью, действия прерывисты. Ему свойственны резкость и стремительность движений, сила, импульсивность, яркая выраженность эмоциональных переживаний. Вследствие неуравновешенности, увлекшись делом, склонен действовать изо всех сил, истощаться больше, чем следует. Имея общественные интересы, темперамент проявляет в инициативности, энергичности, принципиальности. При отсутствии духовной жизни холерический темперамент часто проявляется в раздражительности, эффективности, несдержанности, вспыльчивости, неспособности к самоконтролю при эмоциональных обстоятельствах.

Флегматик характеризуется сравнительно низким уровнем активности поведения, новые формы которого вырабатываются медленно, но являются стойкими. Обладает медлительностью и спокойствием в действиях, мимике и речи, ровностью, постоянством, глубиной чувств и настроений. Настойчивый и упорный «труженик жизни», он редко выходит из себя, не склонен к аффектам, рассчитав свои силы, доводит дело до конца, ровен в отношениях, в меру общителен, не любит попусту болтать. Экономит силы, попусту их не тратит. В зависимости от условий в одних случаях флегматик может характеризоваться «положительными» чертами - выдержкой, глубиной мыслей, постоянством, основательностью и т. д., в других - вялостью, безучастностью к окружающему, ленью и безволием, бедностью и слабостью эмоций, склонностью к выполнению одних лишь привычных действий.

Меланхолик. У него реакция часто не соответствует силе раздражителя, присутствует глубина и устойчивость чувств при слабом их выражении. Ему трудно долго на чем-то сосредоточиться. Сильные воздействия часто вызывают у меланхолика продолжительную тормозную реакцию (опускаются руки). Ему свойственны сдержанность и приглушенность моторики и речи, застенчивость, робость, нерешительность. В нормальных условиях меланхолик - человек глубокий, содержательный, может быть хорошим тружеником, успешно справляться с жизненными задачами. При неблагоприятных условиях может превратиться в замкнутого, боязливого, тревожного, ранимого человека, склонного к тяжелым внутренним переживаниям таких жизненных обстоятельств, которые вовсе этого не заслуживают.

Айзенка личностный опросник (epi)/Текст опросника (вариант а)

  1. Часто ли вы испытываете тягу к новым впечатлениям, к тому, чтобы отвлечься, испытывать сильные ощущения?

  2. Часто ли вы чувствуете, что нуждаетесь в друзьях, которые могут вас понять, ободрить или посочувствовать?

  3. Считаете ли вы себя беззаботным человеком?

  4. Очень ли трудно вам отказываться от своих намерений?

  5. Обдумываете ли вы свои дела не спеша и предпочитаете ли подождать, прежде чем действовать?

  6. Всегда ли вы сдерживаете свои обещания, даже если это вам невыгодно?

  7. Часто ли у вас бывают спады и подъемы настроения?

  8. Быстро ли вы обычно действуете и говорите, не тратите ли много времени на обдумывание?

  9. Возникало ли у вас когда-нибудь чувство, что вы несчастны, хотя никакой серьезной причины для этого не было?

  10. Верно ли, что на спор вы способны решиться на все?

  11. Смущаетесь ли вы, когда хотите познакомиться с человеком противоположного пола, который вам симпатичен?

  12. Бывает ли когда-нибудь, что, разозлившись, вы выходите из себя?

  13. Часто ли бывает, что вы действуете необдуманно, под влиянием момента?

  14. Часто ли вас беспокоят мысли о том, что вам не следовало чего-либо делать или говорить?

  15. Предпочитаете ли вы чтение книг встречам с людьми?

  16. Верно ли, что вас легко задеть?

  17. Любите ли вы часто бывать в компании?

  18. Бывают ли иногда у вас такие мысли, которыми вам не хотелось бы делиться с другими людьми?

  19. Верно ли, что иногда вы настолько полны энергии, что все горит в руках, а иногда чувствуете сильную вялость?

  20. Стараетесь ли вы ограничить круг своих знакомых небольшим числом самых близких друзей?

  21. Много ли вы мечтаете?

  22. Когда на вас кричат, отвечаете ли вы тем же?

  23. Считаете ли вы все свои привычки хорошими?

  24. Часто ли у вас появляется чувство, что вы в чем-то виноваты?

  25. Способны ли вы иногда дать волю своим чувствам и беззаботно развлечься с веселой компанией?

  26. Можно ли сказать, что нервы у вас часто бывают натянуты до предела?

  27. Слывете ли вы за человека живого и веселого?

  28. После того как дело сделано, часто ли вы мысленно возвращаетесь к нему и думаете, что могли бы сделать лучше?

  29. Чувствуете ли вы себя неспокойно, находясь в большой компании?

  30. Бывает ли, что вы передаете слухи?

  31. Бывает ли, что вам не спится из-за того, что в голову лезут разные мысли?

  32. Что вы предпочитаете, если хотите узнать что-либо: найти в книге или спросить у друзей?

  33. Бывают ли у вас сильные сердцебиения?

  34. Нравится ли вам работа, требующая сосредоточения?

  35. Бывают ли у вас приступы дрожи?

  36. Всегда ли вы говорите только правду?

  37. Бывает ли вам неприятно находиться в компании, где все подшучивают друг над другом?

  38. Раздражительны ли вы?

  39. Нравится ли вам работа, требующая быстрого действия?

  40. Верно ли, что вам часто не дают покоя мысли о разных неприятностях и «ужасах», которые могли бы произойти, хотя все кончилось благополучно?

  41. Верно ли, что вы неторопливы в движениях и несколько медлительны?

  42. Опаздывали ли вы когда-нибудь на работу или на встречу с кем-либо?

  43. Часто ли вам снятся кошмары?

  44. Верно ли, что вы так любите поговорить, что не упускаете любого удобного случая побеседовать с новым человеком?

  45. Беспокоят ли вас какие-нибудь боли?

  46. Огорчились бы вы, если бы долго не могли видеться со своими друзьями?

  47. Можете ли вы назвать себя нервным человеком?

  48. Есть ли среди ваших знакомых такие, которые вам явно не нравятся?

  49. Могли бы вы сказать, что вы уверенный в себе человек?

  50. Легко ли вас задевает критика ваших недостатков или вашей работы?

  51. Трудно ли вам получить настоящее удовольствие от мероприятий, в которых участвует много народа?

  52. Беспокоит ли вас чувство, что вы чем-то хуже других?

  53. Сумели бы вы внести оживление в скучную компанию?

  54. Бывает ли, что вы говорите о вещах, в которых совсем не разбираетесь?

  55. Беспокоитесь ли вы о своем здоровье?

  56. Любите ли вы подшутить над другими?

  57. Страдаете ли вы бессонницей?

 

Айзенка личностный опросник (epi)/Текст опросника (вариант б)

  1. Нравится ли вам оживление и суета вокруг вас?

  2. Часто ли у вас бывает беспокойное чувство, что вам что-нибудь хочется, а вы не знаете что?

  3. Вы из тех людей, которые не лезут за словом в карман?

  4. Чувствуете ли вы себя иногда счастливым, а иногда печальным без какой-либо причины?

  5. Держитесь ли вы обычно в тени на вечеринках или в компании?

  6. Всегда ли в детстве вы делали немедленно и безропотно то, что вам приказывали?

  7. Бывает ли у вас иногда дурное настроение?

  8. Когда вас втягивают в ссору, предпочитаете ли вы отмолчаться, надеясь, что все обойдется?

  9. Легко ли вы поддаетесь переменам настроения?

  10. Нравится ли вам находиться среди людей?

  11. Часто ли вы теряли сон из-за своих тревог?

  12. Упрямитесь ли вы иногда?

  13. Могли бы вы назвать себя бесчестным?

  14. Часто ли вам приходят хорошие мысли слишком поздно?

  15. Предпочитаете ли вы работать в одиночестве?

  16. Часто ли вы чувствуете себя апатичным и усталым без серьезной причины?

  17. Вы по натуре живой человек?

  18. Смеетесь ли вы иногда над неприличными шутками?

  19. Часто ли вам что-то так надоедает, что вы чувствуете себя «сытым по горло»?

  20. Чувствуете ли вы себя неловко в какой-либо одежде, кроме повседневной?

  21. Часто ли ваши мысли отвлекаются, когда вы пытаетесь сосредоточиться на чем-то?

  22. Можете ли вы быстро выразить ваши мысли словами?

  23. Часто ли вы бываете погружены в свои мысли?

  24. Полностью ли вы свободны от всяких предрассудков?

  25. Нравятся ли вам первоапрельские шутки?

  26. Часто ли вы думаете о своей работе?

  27. Очень ли вы любите вкусно поесть?

  28. Нуждаетесь ли вы в дружески расположенном человеке, чтобы выговориться, когда вы раздражены?

  29. Очень ли вам неприятно брать взаймы или продавать что-нибудь, когда вы нуждаетесь в деньгах?

  30. Хвастаетесь ли вы иногда?

  31. Очень ли вы чувствительны к некоторым вещам?

  32. Предпочли бы вы остаться в одиночестве дома, чем пойти на скучную вечеринку?

  33. Бываете ли вы иногда беспокойными настолько, что не можете долго усидеть на месте?

  34. Склонны ли вы планировать свои дела тщательно и раньше чем следовало бы?

  35. Бывают ли у вас головокружения?

  36. Всегда ли вы отвечаете на письма сразу после прочтения?

  37. Справляетесь ли вы с делом лучше, обдумав его самостоятельно, а не обсуждая с другими?

  38. Бывает ли у вас когда-либо одышка, даже если вы не делали никакой тяжелой работы?

  39. Можно ли сказать, что вы человек, которого не волнует, чтобы все было именно так, как нужно?

  40. Беспокоят ли вас ваши нервы?

  41. Предпочитаете ли вы больше строить планы, чем действовать?

  42. Откладываете ли вы иногда на завтра то, что должны сделать сегодня?

  43. Нервничаете ли вы в местах, подобных лифту, метро, туннелю?

  44. При знакомстве вы обычно первыми проявляете инициативу?

  45. Бывают ли у вас сильные головные боли?

  46. Считаете ли вы обычно, что все само собой уладится и придет в норму?

  47. Трудно ли вам заснуть ночью? '

  48. Лгали ли вы когда-нибудь в своей жизни?

  49. Говорите ли вы иногда первое, что придет в голову?

  50. Долго ли вы переживаете после случившегося конфуза?

  51. Замкнуты ли вы обычно со всеми, кроме близких друзей?

  52. Часто ли с вами случаются неприятности?

  53. Любите ли вы рассказывать истории друзьям?

  54. Предпочитаете ли вы больше выигрывать, чем проигрывать?

  55. Часто ли вы чувствуете себя неловко в обществе людей выше вас по положению?

  56. Когда обстоятельства против вас, обычно вы думаете тем не менее, что стоит еще что-либо предпринять?

  57. Часто ли у вас сосет под ложечкой перед важным делом?

 

Айзенка личностный опросник (epi)/Бланк ответов Бланк ответов

Фамилия, имя, отчество ____________________________________________

Возраст_________Класс________________________

Номер

Ответы

Номер

Ответы

Номер

Ответы

№ п/п

да

нет

№ п/п

да

нет

№ п/п

да

нет

1

   

20

   

39

   

2

   

21

   

40

   

3

   

22

   

41

   

4

   

23

   

42

   

5

   

24

   

43

   

6

   

25

   

44

   

7

   

26

   

45

   

8

   

27

   

46

   

9

   

28

   

47

   

10

   

29

   

48

   

11

   

30

   

49

   

12

   

31

   

50

   

13

   

32

   

51

   

14

   

33

   

52

   

15

   

34

   

53

   

16

   

35

   

54

   

17

   

36

   

55

   

18

   

37

   

56

   

19

   

38

   

57

   

:

 

Э=

   

Н=

   

Л=

 

Joomla templates by a4joomla